Главная arrow Блог arrow Основы юзабилити сайта

Основы юзабилити сайта

Основы юзабилитиЮзабилити сайта - это удобство работы с сайтом, посетитель должен получать нужную ему информацию максимально просто, удобно для себя и с положительными эмоциями. Юзабилити охватывает всё: от расположения блоков контента и меню на странице до структуры сайта и программных элементов. Посетитель, это еще не покупатель, в первую очередь сайт должен быть удобен для посетителей, так как именно они своими действиями в итоге приносят прибыль.

Наверняка вы не раз сталкивались с такими сайтами, на которых вроде и тексты неплохо написаны, и дизайн симпатичный, но разобраться в структуре сходу не получается - при поиске нужной информации происходят заминки, то и дело не находится ссылка для перехода на нужную страницу, разделы сформированы нелогично. Порой этим грешат даже сайты крупных интернет-магазинов, а там такие ошибки стоят больших потерь в прибыли.

Основные принципы юзабилити сайта:

  • Дизайн - именно дизайн является одним из наиболее важных аспектов, влияющих на отношение потребителя к товару или услуге и к компании в целом. Если дизайн сайта не привлекательный, изображения не очень хорошего качества - это понижает уровень доверия к нему со стороны посетителей. Кроме того, на привлекательном сайте гораздо приятнее находиться, но избегайте сложного и вычурного дизайна, при концентрации на коммерческих задачах удобство важнее красоты, аккуратные лаконичные сайты гораздо лучше работают, чем те, на которых много дизайнерских изысков. Огромную важность имеет расположение основных элементов на странице, здесь можно провести аналогию с рабочим местом, когда все вещи лежат на своих местах, то рука автоматически сама тянется за нужным предметом, если же на столе беспорядок, то для того, чтобы найти необходимую вещь, приходится копаться и тратить время. Четкая и ясная организация страницы поможет пользователям легко ориентироваться на сайте.
  • Контент - текст на сайте должен быть грамотным, максимально информативным и хорошо оформленным (известно, что комбинация «текст + картинка» воздействует на сознание потребителя в пять раз сильнее, чем «голый» текст). Обязательно следует учитывать, что обычно пользователи бегло просматривают страницы, поэтому информация должна подаваться в легкой и лаконичной форме.
  • Техническое состояние - сайт должен быстро загружаться, не выдавать ошибок, иметь работающий поиск и т.п. Если страницы медленно загружаются, если сайт корректно отображается не во всех популярных браузерах и не во всех разрешениях монитора, то это приводит к очень существенной потере посетителей. Согласитесь, когда страницы долго грузятся или появляются ошибки, это вызывает раздражение и желание уйти на другой сайт.
  • Сколько времени прошло с момента последнего обновления сайта. Может ли посетитель сразу (или достаточно быстро) понять, что он зашел на сайт живой, действующей компании с актуальной информацией о товарах и услугах? Есть несколько способов сообщить об этом: новости компании, они покажут и поисковым системам, и посетителям сайта, что сайт живет и обновляется; баннеры с ограниченными по времени акциями; пометки «Цены действительны с ...».
  • Доступны ли посетителям (с должной степенью легкости) сведения о компании, сроке ее существования, достижениях, лицензиях, коллективе? Если компания не является известным брендом, следует использовать любую возможность для того, чтобы убедить потенциальных потребителей в ее надежности.
  • Присутствует ли телефон и ссылка на полную контактную информацию в поле зрения посетителя сайта? Понять, чем занимается компания и увидеть прямой городской телефон (желательно, с указанием времени работы), посетитель сайта должен в течении 3-5 секунд. Контактная информация должна не только быть, но и быть заметной. Если посетителям нужно долго искать телефон, то они не будут звонить. Если плохо объясняется, как доехать до вашего офиса, посетители будут отказываться от поездки. Нельзя создавать препятствий между потенциальными клиентами и отделом продаж! Также стоит отметить, что наличие телефона и полного адреса (а также карты проезда, фотографий офиса и т. д.) увеличивает степень доверия целевой аудитории. Если вы не представите доказательств физического существования и надежности вашей компании, посетители с большой долей вероятности предпочтут конкурентов, позаботившихся об этом. Телефон лучше делать текстом, т.к. сделанный картинкой нельзя скопировать. Надо заботиться о тех, кто хочет просто занести ваш телефон к себе в записную книжку или переслать по ICQ, а также о пользователях Skype, которые смогут позвонить вам прямо со страниц сайта.
  • Указаны ли цены рядом с товарными позициями или перечнем услуг? Есть ли какое-то подтверждение их актуальности? На сайте ОБЯЗАТЕЛЬНО должны присутствовать хотя бы порядки цен, хотя точные цены работают намного лучше. Также стоит каким-то образом дать понять посетителям, что цены являются актуальными на текущий момент, например добавить надпись «Цены действительны с ...».
  • Нужно ли пользователю скачивать прайс-листы? Загрузка прайсов должна быть дополнительной опцией для тех посетителей, которые привыкли к такой схеме работы (в основном, в сфере оптовой торговли). Гораздо лучше использовать качественный каталог товаров и услуг с актуальными ценами или опубликовать прайс прямо на странице сайта.
  • Знает ли пользователь до начала загрузки файла, какой объем информации ему придется скачать? Несмотря на отсутствие ограничений по трафику у большинства пользователей интернета, следует всегда указывать рядом со ссылкой на скачивание файла его объем в мегабайтах. Дело в том, что стремительно набирающий обороты мобильный интернет даже в столице пока не может похвастать скоростью и «безлимитностью». Не стоит лишать вашего потенциального клиента последних средств на счете неожиданной загрузкой десятимегабайтного архива с прайс-листами. Пусть это решение будет для него сознательным.
  • Если компания ведет деятельность только в определенном регионе, то может ли посетитель без труда понять это? Если однозначно указать на регион деятельности, то местные жители положительно оценят это, а остальные не будут терять время и искажать статистику.
  • Есть ли четкий и однозначный путь для посетителя? Не нужно предлагать посетителю много альтернатив, потенциальный клиент должен сразу видеть простой и ясный, соответствующий его цели «призыв к действию», пользователь не должен заблудиться внутри сайта. Посетитель сайта должен легко, без усилий идти от точки входа до финального этапа - заказа или другого требуемого действия. Добавляйте «хлебные крошки», если структура сайта имеет более 2-х уровней вложенности.
  • Можно ли уменьшить количество шагов, требуемых от посетителя сайта? Чем меньше действий (кликов мышью, заполнений форм, просмотров страниц) должен выполнить посетитель сайта для достижения цели (и его, и вашей), тем лучше. Ни в коем случае не стоит «переспрашивать» его, лишний раз перезагружать страницу или переходить на другую страницу, с которой человек снова должен знакомиться. Главное правило очевидно: чем короче путь до завершения заказа, тем меньше потенциальных клиентов «отвалится» до выполнения этой цели. Минимизируйте количество шагов (переходов, кликов мышью) до выполнения цели. Уменьшайте количество полей, которые необходимо заполнять. Запомните: все, что требует умственных усилий и не кажется абсолютно необходимым, нужно убирать. Можно привести такой пример: лишнее обязательное поле в форме регистрации (например, «домашний телефон») уменьшает количество завершивших процесс на 30%!
  • Нет ли препятствий для посетителя, пожелавшего стать клиентом? Старайтесь не требовать от потенциальных клиентов лишней информации, сложных действий, борьбы с «капчами» и так далее. Лучше получать 100 спам-писем в сутки, чем терять 10 клиентов в месяц, отказавшихся решать ребус на этапе совершения заказа или регистрации.
  • Размещены ли на сайте сторонние баннеры, информеры и прочий мусор? Погодный информер, баннеры «дружественных» сайтов и т.п. стоит удалять в любом случае. Чем меньше у посетителя шансов уйти с сайта через постороннюю ссылку, тем лучше. Кроме того, большое количество анимированных элементов, баннеров и ссылок путает пользователей и отвлекает от целевых страниц.
  • Присутствует ли на сайте «входная заглушка» (страница с надписью «Вход» или аналогичная? Эти страницы - пережиток недостаточно развитых технологий конца прошлого века. Человек и так у вас на сайте, куда ему еще «входить»?
  • Используются ли на сайте принудительные всплывающие окна? Чтобы наладить хорошие отношения с посетителями, не нужно показывать им рекламу насильственным путем, обилие навязчивой рекламы вызывает раздражение у посетителей. Всплывающие окна необходимо убрать как можно быстрее, ничего не должно происходить без желания пользователя.
  • Издает ли ваш сайт звуки? Сайт не должен звучать или играть музыку без явного запроса со стороны пользователя. Для запуска видео, музыки и включения озвучки пользователь должен нажать соответствующую кнопку. Не пугайте людей, не будите их детей. Первая реакция большинства людей на «звучащий» сайт - закрыть его или нажать кнопку «Назад».
  • Понимает ли пользователь, что ссылка - это ссылка? Ссылки должны заметно отличаться от основного текста. Также должны отличаться ссылки, по которым пользователь уже кликал.

Таким образом, эффективность сайта во многом определяется его удобством для пользователей. Необходимо создать такие условия, чтобы пользователям нравилось просматривать сайт, и они сразу же находили нужную информацию. При соблюдении данных рекомендаций сайт станет гораздо удобнее. Получить данные для улучшения юзабилити уже работающего сайта можно из «Вебвизора» «Яндекс.Метрики». Достаточно понаблюдать за действиями посетителей, задержками при переходе на следующий уровень, движениями курсора в поисках нужной кнопки. Этот метод позволит легко выявить самые грубые ошибки.